banner_nika_hozyaike      banner_pos_bekker     banner_specpredl_roznica_2

Главная Новости

Есть ли жизнь на других планетах?

Опубликовано: 13.11.2018

видео Есть ли жизнь на других планетах?

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНОПЛАНЕТНОЙ ЖИЗНИ

Вопрос, может ли существовать на других планетах жизнь, пусть и не совсем похожая на нашу, волнует человечество практически с тех самых пор, как оно узнало о существовании этих планет.

Одним из первых ученых, считавшим, что мы не одиноки во Вселенной, был Джордано Бруно. Однако до сих пор мы не получили достоверных данных даже о планетах Солнечной системы, и все выводы по этому вопросу могут быть сделаны только путем умозаключений.

Жизнь на других планетах: открытия 2010 года

Жизнь на нашей собственной планете Земле существует в достаточно узком диапазоне физических показателей. Для ее появления необходимы были следующие условия:

— колебания температуры на поверхности в пределах от -50°C до +50°C;

— наличие атмосферы и достаточного количества кислорода в ней;

— наличие в структуре планеты тяжелых элементов;

— наличие большого количества воды;

— наличие защитного озонового слоя для задержки наиболее жесткого излучения Солнца;

Температурный баланс определяется удаленностью от центрального светила. Для нашей Солнечной системы условиям удовлетворяют только три планеты – Венера, Земля и Марс.

Как стало известно после запуска исследовательских станций, на Венере слишком жарко: температура на ее поверхности составляет порядка +400°C. На Марсе же, как сообщили исследовательские станции, царит довольно холодная погода: в районе экватора средняя температура около -50°C.

Наличие атмосферы достоверно установлено и на Венере, и на Марсе, и даже на Юпитере. Но венерианская атмосфера содержит большое количество углекислого газа и водяных паров, что при столь высокой температуре, какая там имеется, не располагает к существованию белковой формы жизни.

Впрочем, не исключено, что жизнь там зародилась и существует на иной биохимической основе – по большинству других показателей Венера имеет очень большое сходство с Землей.

Атмосфера Марса значительно разрежена: ее давление у поверхности в десять раз меньше, чем на Земле, хотя состав довольно близок к земному. Впрочем, кислорода в марсианской атмосфере даже в процентном отношении слишком мало, чтобы поддерживать существование жизни.

Возможно, это связано с небольшой массой планеты , соответственно, гораздо меньшей силой тяжести: у Марса просто нет силы, чтобы удержать достаточно плотную атмосферу.

Что касается Юпитера и Сатурна, то их притяжения, конечно, вполне достаточно для удержания атмосферы. Беда в том, что эти планеты имеют слишком низкую удельную плотность, сравнимую с плотностью воды. То есть, судя по всему, твердая поверхность у них просто отсутствует, и обе планеты представляют собой гигантские шары из газов и пыли.

Может ли там существовать жизнь? Трудно сказать, но даже если она существует, то в формах, настолько отличных от земной, что в ближайшие столетия вряд ли удастся ее обнаружить.

Вот и получается, что условиям существования живых организмов в нашей Солнечной системе отвечает только Земля. Хотя в последние годы ученые внимательно присматриваются к спутникам Сатурна и Юпитера: среди них есть достаточно крупные объекты, способные удержать атмосферу и создать на поверхности пригодные для жизни условия. Так, например, спутник Сатурна Энцелада, по данным исследований, полностью покрыт водой.

Правда, на его поверхности царит температура в -200°C, и вода эта превратилась в ледяную корку. Но некоторые ученые считают, что под нею может скрываться океан со вполне пригодной для жизни температурой, а ледяной панцирь защищает его от губительных космических влияний.

Так это или нет, нам еще предстоит узнать. Хотя даже статистически понятно: раз даже в нашей Солнечной системе из девяти планет одна оказалась способной создать и поддерживать жизнь, то в бесконечных просторах космоса таких звездных систем должно найтись немало.

В одной только нашей галактике имеется около 200 миллиардов звезд. Даже если условия, подобные земным, сложились на одной планете из миллиона – это около двухсот тысяч планет!

И пусть на большинстве из них мы никогда не сможем побывать, все равно, вероятность существования живых существ в разных частях Вселенной достаточно высока.

Наш магазин